Мой любимый старый дед, а также его предки и потомки

* * *

Тут наступило жаркое лето шестьдесят пятого года, которое Иван Григорьевич с Любовью Сергеевной, спасаясь от ашхабадского зноя, проводили под Москвой, в Кратово. А мужу раз в кои веки выделили в Союзе архитекторов путевку в Гагры не только для него, но и для жены с ребенком. Не помню, почему мы добирались до юга — пока до Ростова — врозь, но у меня возник план: мы с Катькой будем делать пересадку не в Харькове и не в Сальске, а в Москве, остановимся там на два-три дня, и я познакомлю Катьку с прадедушкой.

Решено — сделано. Ничего выдающегося в эти два московских дня не происходило. Ночевка у приятелей, выбор из дочкиного гардероба платьица понарядней, покупка традиционного подарка — дорогого чая в большой расписной жестяной банке и к нему гжельской чайницы, электричка с Казанского вокзала «Москва — Раменское».

И вот уже замелькали за окнами сначала скучные нищие пейзажи Сортировочной и Люберцев, потом скромные березки Малаховки и, на­конец, настоящий сосновый рай — Ильинка, Отдых, Кратово. Как я была рада встретиться с дедом именно здесь. Ведь в Кратово прошли мои самые важные годы (нет, летние месяцы) жизни — двенадцать-четырнадцать лет. Здесь я в человека превращалась, училась думать, читала до одури, фантазировала, написала первые стихи. Это все как раз лучше всего делать летом, на природе, без школьной и бытовой докуки.

И сейчас, ступив с деревянной платформы на песчаную дорогу, и разыскивая по бумажке нужную улицу, я все подталкивала Катьку: смотри — вот почта, здесь мне сто рублей фальшивых выдали по пере­воду. А под горкой — пруд, там меня дядя учил плавать на спине. А здесь я под ливень попала, промокла не то что до трусов — до печенок. А сама все шла, не спеша, и гвоздики собирала. И стихи сочиняла.

Наконец, мы вышли к нужному дому. Хотя я протелеграфировала только день приезда, а не время, Иван Григорьевич все же отправился нам навстречу и, конечно, мы разминулись. Любовь Сергеевна, хоть и звалась не так изысканно, тоже, конечно, оказалась красавицей. Во-первых, она была несколько моложе предыдущих жен — как и по­ложено последней — ей не было, я думаю, и шестидесяти. А может, смотрелась моложаво потому, что прожила иную жизнь, чем мать моего отца, Елена Дмитриевна, чем Маргарита Брониславовна, чем даже ни­когда не виданные мною Эмилия Леонидовна и мать Никиты, Маргарита Гребенщикова-Снеговая. Народная артистка Туркмении была ухожена, у нее отлично сохранилась фигура, кремовый, длинный шелковый халат и шлепанцы на каблучке прибавляли Любови Сергеевне росту, а толстая каштановая коса, струившаяся по спине ниже пояса, делала ее похожей на девочку. И глаза тоже были огромные. Завидная внешность для ак­трисы — играй, кого хочешь: страдающую добродетель и роковую раз­лучницу, графиню и пастушку, Луизу Миллер и Елизавету Английскую.

Пока дед не вернулся, Катька возилась на веранде с котенком, а Любовь Сергеевна рассказывала мне, что у Ивана Григорьевича дей­ствительно плохи дела с печенью, даже возникли подозрения на онко­логию, но после консультации и лечения у хороши врачей состояние заметно улучшилось и появилась надежда — диагноз ошибочный.

Тут появился дед в светлой рубашке с короткими рукавами, в легких, немного мешковатых на худом теле брюках, щегольских не по воз­расту и не по статусу дачника сандалетах и с букетом свежих полевых цветов. Перецеловав нас, потянул на веранду — есть вишни. Я была поражена — откуда вишни в конце августа? А он хвалился, как, полу­чив мою телеграмму, ходил через четыре улицы к знакомому садоводу, и тот берег по его заказу на дереве поздних сортов последние вишни. И только сегодня утром они были сорваны. Я эти ягоды помню до сих пор — темно-красные, почти черные, размером с добрую сливу, они лежали на красивом блюде, и Катька нет-нет, да ухватывала пальчиками еще одну. Потом был обед, разговоры, прогулка вокруг дачи. Где-то в шестом часу мы засобирались на электричку. Дед пошел нас провожать, невзирая на мои протесты:

— Ты посмотри, каким я молодцом! Я могу пешком хоть до Москвы дойти!

Он действительно выглядел бодро, даже разрумянился. Любовь Сер­геевна не возражала, Катька ликовала, и я уступила.

Они шли впереди меня, взявшись за руки, и распевали песни про дожди, которые льют на трех планетах, про то, что «лес дремучий снегами покрыт, на посту пограничник стоит» (тоже из катькиного собрания со­чинений). Потом стали собирать в дочкину панаму шишки. Но солнце припекало вечерним жаром, и я заставила шишки выбросить, а панаму водрузить на голову. К тому времени Катька уже порядком устала. Иван Григорьевич повел нас не к кратовской платформе, а к отдыховской. Дача стояла, по его словам, посередине, даже ближе к «Отдыху». Но потому ли что передвигались мы излишне эмоционально, мне показалось, что дальше. Дед все порывался взять правнучку на закорки, но он сам уже выглядел не слишком бодро.

К электричке мы еле успели. Я взяла с Ивана Григорьевича обе­щание, что он перед обратной дорогой посидит на перроне — скамеек там хватало. Его прощание с Катькой было страстным. Она влюбилась в старика, как и положено, с первого взгляда и на всю жизнь. Отколола от платья пластмассовую брошку в виде Красной Шапочки и подарила ему со значительным придыханием: «Храни вечно». Он поклялся.

А потом мы стояли у открытого окна электрички, а дед на перроне, и махали друг другу, пока платформа «Отдых» не уплыла в небытие. Это была наша последняя встреча.

* * *

Между тем дедушка умер только через четыре года. Вот письмо моей сестры, дочери отца от второго брака, москвички: «Инна! Не уверена, получишь ли ты эту весточку, потому что не знаю, где ты находишься?

Здесь у нас всякие осложнения. Дед Иван, который в прошлом году перебрался из Ашхабада в Дом ветеранов сцены, в конце марта поскольз­нулся, упал, у него начался плеврит, который потом оказался раком лег­кого. Я его посещала до болезни и во время нее. Он все это переживает мужественно, но дела его, видимо, плохи. Дед много мне рассказывал о своей молодости, жизни на Дону. В связи с этим у меня появилась мысль посетить эти места. У меня тут намечается путевка в Ростовский сердечный санаторий. Ты ведь тоже часто бываешь в Ростове. Может быть, нам скооперироваться и съездить в Каменскую и Новочеркасск, на родину предков».

А это пишет мой отец: «Инна! Сообщаю, что Иван Григорьевич скончался 24 августа 1969 года и похоронен на кладбище в Матвеевском, возле Дома ветеранов сцены».

Оба послания датированы августом шестьдесят девятого года, только письмо сестры — началом месяца, а письмо отца — концом. И оба я получила в ноябре в Новосибирске, куда они были направлены. Между тем все лето и осень я пребывала: в Ростове (кстати, именно когда сестра лечилась в Ростовском санатории и все же ездила в Каменскую), на море с детьми, опять в Ростове и даже проездом — в Москве.

Дело в том, что после января шестьдесят седьмого года, когда я об­завелась вторым ребенком, неугомонным моим сынком, который чуть ли не с пеленок утвердился в амплуа «анфан террибль», поддерживать связи с внешним миром становилось все труднее. И все-таки мы с де­дом переписывались. Я сегодня разыскала несколько его ашхабадских писем, датированных шестьдесят седьмым годом. В одном он просит уточнить полное имя сына — Артем, Артемий или Артамон? В другом есть приписка для Катьки: брошку с Красной Шапочкой он носит на берете, не снимая.

Но в нашем общении наметилось некое увядание. Все как-то уредилось, истончилось. Иногда мне казалось, что у деда передо мной появились какие-то комплексы. «Размышлизмы по поводу» подска­зывали самые фантастические их причины: мы были знакомы чуть более десяти лет, а он за это время уже покинул один полусемейный очаг и, как позже стало известно, собирался покинуть другой. А мо­жет, все объяснялось проще — деду исполнилось восемьдесят лет, рак, вероятно, в нем уже подремывал и только ждал этого ушиба, чтобы ожесточенно вцепиться. Все меньше становилось сил и физических, а главное, душевных. Да и надежды на интересную работу, скорее всего, не оправдались. Ученица деда, режиссер Лариса Голубкова приводит строчки из его письма от шестьдесят шестого года: «Здесь (в Ашхабадском русском театре), начиная с главного, все бескрылые, а как можно жить без полета?»

Вот сколько поводов, истинных и мною вымышленных, было у ста­рика, чтобы писать редко. А у меня существовали свои, сиюминутные, будничные заморочки. К тому же в шестьдесят седьмом году мы восста­новили отношения с отцом, а он с присущей ему скрупулезностью и до­тошностью всегда отслеживал все события в жизни своих родственников (деда, Никиты, Маргариты Брониславовны, Нины, моей сестры, мои) и рассылал подробнейшие отчеты. Очень удобно для всех. Боюсь только, что будучи, с одной стороны, буквоедом, с другой — человеком необо­снованных фантазий, отец многое в своей информации путал, ставил точки не над i, а над ё и нередко всех дезориентировал. Так я не уловила из его писем, что дед в Москве нездоров, одинок и неблагополучен. А может быть, мною владел пошлый эгоцентризм молодости, которая не помнит, не знает, не думает о хрупкости, бренности всего живого? Или от времени и расстояния поистерлась наша с дедом внезапно воз­никшая, но неокрепшая внутренняя связь? Или все вместе? Как теперь рядить? Что было, то было!

И тут еще мой внезапный отъезд из Новосибирска летом шесть­десят девятого! Предшествующие ему неприятности на работе, уволь­нение, безденежье. Болезнь сына, подхватившего на море дизентерию! Ой, всего и не припомню! А в это время в Москве умирал Иван Григо­рьевич! Я же купалась в море. В лучшем случае — ездила каждый день на автобусе за двадцать километров в инфекционную геленджикскую больницу к сыну. А моя странная сестра — о чем с возмущением со­общал отец — бродила по улицам Каменска, из которого дед уехал более шестидесяти лет тому…

Впрочем, сам отец оказался на высоте. Он дежурил у постели уми­рающего и закрыл ему глаза. И надо отдать отцу должное — первым в семьдесят восьмом году упомянул о незаслуженно забытом талантливом человеке в своей книге «Жизнь зоолога» — пересказал свои мальчише­ские впечатления о странствиях с театральной и киногруппой.

Следующей в журнале «Театр» за сентябрь 1990 года уже упомянутая мной Голубкова под заголовком «Памяти режиссера» расписала всю де­довскую биографию, из которой я узнала, что кроме «Красного газа» он снял еще фильм «Лицом к деревне» с Э. Тиссе в роли оператора. Впрочем Голубкова могла что-нибудь и напутать. Ведь в этом материале была куча ошибок: Любина была названа Дюбиной, подо всеми фотографиями деда красовалась подпись «Н. (вместо И.) Калабухов». И в конце концов, в 1990 году, когда печаталась якобы к юбилею Ивана Григорьевича статья, ему исполнилось бы не сто, а сто три года. Впрочем, может быть, материал столько лет провалялся в редакционном портфеле?

А потом посыпалось, как из мешка горох! В девяносто седьмом мне прислали из Новосибирска очередной выпуск альманаха «Таланты и поклонники», целиком посвященный памяти Веры Павловны Редлих. И там — почти страница о томской театральной студии, которой в во­семнадцатом году руководил Иван Григорьевич сначала в одиночку, а потом вместе с Алексеем Поповым, а лучшими актрисами студии были уже знакомые мне Эмилия Леонидовна Шиловская и героиня альманаха — Вера Павловна Редлих.

В конце девяностых уже томская знакомая подарила мне книжку В. И. Суздальского «Театр уж полон» с подзаголовком «Из истории Томского драматического» изданную, кстати, еще в девяносто пятом. Тут опять расписывалась деятельность деда в Томске после революции, цитировалась газета «Знамя революции»: «Наилучший из театральных сил, которыми может воспользоваться здесь, в Томске да и вообще во всей Сибири рабочий класс», «несомненно одни из лучших препо­давателей драматического искусства во всей Сибири», перечислялся репертуар театра студийных постановок, упоминалось покровительство Луначарского, говорилось об успешных работах Шиловской, Редлих, Рожковского, Кожича, — будущих мэтров советского театра. В прило­жении к книге публиковалось много фотографий, в том числе Попова и Шиловской, а также очень смешная, совершенно непохожая, дедовская, наверное, снятая в московской юности: курносый, с усами, в канотье и косоворотке. Может быть в чьей-то роли? Да, и еще эти строки о томском Доме ученых, о его роли в культурной жизни города в пятидесятые годы. Я уже об этом писала.

Оставить комментарий